Пятница, 03.05.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS

КОГОБУ СШ пгт Даровской

Меню сайта
Подача заявления

Подать заявление в первый класс

...
Абитуриенту

Каталог файлов

Главная » Файлы » Нормативно-правовые документы

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
[ · Скачать удаленно () ] 20.10.2016, 15:49

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  пгт Даровской Кировской области

 

Утверждено

приказом директора школы

№   104     от   05.05.2015

Директор школы

 

ПОЛОЖЕНИЕ  О ШКОЛЬНОЙ  БИБЛИОТЕКЕ

 

I.Общие положения

          Положение является локальным актом муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы пгт Даровской Кировской области (далее МКОУ СОШ), определяет уровень требований к библиотеке как структурному подразделению МКОУ СОШ.

1.1. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационным ресурсами.

1.2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее – библиотека) отражается в Уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

1.3. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся  с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

1.4. Библиотека руководствуется в своей деятельности:
— Конституцией Российской Федерации;
— Гражданским кодексом РФ. Часть четвертая. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
— Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с последующими изменениями);
— Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.);
— Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ;
— Федеральным законом «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (ред.от 02.07.2013, с изменениями 01.12.2014 г.);
— Федеральным законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред.21.12.2013);
— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
— Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 24.11 2014);
- Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ;

- Федеральным законом № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции.

— Стратегией государственной молодежной политики РФ;
— Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
— Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации;
— Региональными законодательными актами в области образования и культуры;
— Постановлениями, приказами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Даровского муниципального района;
— Уставом и иными локальными актами МКОУ СОШ, настоящим Положением.

     А также ориентируется на:
— «Конвенцию ООН о правах ребенка», одобренную Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 года;
— Манифест школьных библиотек, принятый в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;
— Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года;
— Манифест ИФЛА о поликультурной библиотеке;
— Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 г. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 г.;
— Манифест школьных библиотек Российской Федерации.

 

1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответственности с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

 

                            2. Основные задачи

 

2.1. Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участниками образовательного процесса – обучающимся, педагогическими работникам, родителям (иным законным представителем) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видео-кассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

 

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемые библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

 

                           3. Основные функции

 

3.1.  Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационых ресурсов общеобразовательного учреждения:

  • Комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  • Пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
  • Аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
  • Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
  • Проводит сверку документов, вновь поступивших в библиотеку, с Федеральным списком экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории  Российской Федерации, утвержденном Федеральным органом исполнительной власти.

б) создает информационную продукцию:

  • Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
  • Организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги ( алфавитный, систематический), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
  • Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, образы, указатели и т.п.));
  • Обеспечивает информирование пользователей об информации продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся;

  • Предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  • Создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой  деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков работы с книгой и информацией;
  • Оказывает информационную продержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
  • Организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
  • Содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
  • Руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • Содействует профессиональной компетенции. Повышению классификации, проведению аттестации;
  • Создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
  • Организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
  • Осуществляет текущее информирование (для информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управление образовательным процессом;
  • Поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);
  • Способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

  • Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
  • Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
  • Консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

 

                           4. Организация деятельности библиотеки

 

4.1.  Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, совмещенный с абонементом, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам.

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектования фонда документов.

 

4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

  • Гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
  • Необходимыми служебными и производительными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности и эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положением СанПиН;
  • Современной электро-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
  • Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
  • Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями

 

4.5. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

 

4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом учреждения.

 

4.7. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы предусматривается выделение:

  • Двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
  • Одного раза в месяц -  санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
  • Не менее одного раза в месяц – методического дня.

 

4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

 

4.9. В библиотеке запрещается производство, хранение в целях распространения печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", не допускается наличия  экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

          Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона  от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.

         В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции РФhttp://www.minjust.ru/nko/fedspisok, который актуализируется не реже одного раза в месяц.

                                                     5. Управление библиотекой

 

5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.

 

5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.

 

5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимся, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,  трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

 

5.4. Заведующей библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

 

5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой;

б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. номер 6);

в) планово-отчетную документацию;

г) технологическую документацию.

 

5.6. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его Уставом.

 

5.7.  В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь.

 

5.8. На работу в библиотеку принимают лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

 

5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

 

5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

 

 

 

                                      6. Права и обязанности библиотеки

 

6.1. Работники библиотеки имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических занятий и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователем библиотеки;

е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).

ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

з) быть представленным к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотрительным для работников образования и культуры;                                           

и) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

       6.2. Работники библиотеки обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователя о видах предоставляемых библиотекой услуг;

г) формировать фонды в соответствии с учрежденными федеральными перечнями учебных изданий, общеобразовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) исходя из принципов приоритетности мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, защите здоровья, нравственного и духовного развития граждан, в том числе  детей, ежемесячно проводить сверки библиотечных фондов с регулярно пополняющимся федеральным списком экстремистских материалов.

е) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное образование пользователей;

ж) обеспечить сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

з) обеспечить режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

и) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

к) повышать квалификацию.

 

                                 7. Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическом аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронными и иными оборудованиями;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страницы, не делать в книгах подчеркивания, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположение карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении - проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаружение дефектов сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре  за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1–2-х классов); 

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;                                                                                                                                       

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правами пользователя библиотекой;   

и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

 

7.3. Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

 

7.4. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия – учебный год;

- научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

- периодические издания, издания повышенного спроса – 7 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

 

7.5. Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;

в) электронные ресурсы, аудио- и видеокассеты выдаются только для работы в читальном зале.

 

7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим  оплату;

д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гиеническим требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Нормативно-правовые документы | Добавил: Laborant
Просмотров: 756 | Загрузок: 183 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Электронный журнал
banner
Трудоустройство

КОГОБУ СШ пгт Даровской © 2024